ПРО ІНСТИТУТ
 
 • ПРО ІНСТИТУТ

 • НОВИНИ

  • СТРУКТУРА

  • ВЧЕНА РАДА

  • ПРОВІДНІ ФАХІВЦІ

 • НАПРЯМКИ ДОСЛІДЖЕНЬ

 • АСПІРАНТУРА

 • КОНТАКТНА ІНФОРМАЦІЯ

 
ДОСЛІДЖЕННЯ
ФАХІВЦІВ
 
 • НАШІ ДОСЯГНЕННЯ

 • КНИГИ

 • ТВОРЧІ ЗДОБУТКИ

 • ЕКСПЕРТНО-АНАЛІТИЧНИЙ
    БЮЛЕТЕНЬ


 • КОНФЕРЕНЦІЇ

 • АНАЛІЗ І ПРОГНОЗИ

 • АРХІВ

 
АНАЛІЗ І ПРОГНОЗИ
 
 

АНАЛІЗ І ПРОГНОЗИ         Оновлено 18.11.2012р.

КОМЕНТАРІ ФАХІВЦІВ


Общие замечания
Доминирующим тезисом в западных оценках ситуации в Украине продолжают оставаться выводы главы миссии наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ. Они заключаются в констатации значительных политических нарушений в ходе парламентских выборов. Тиражируется тезис о том, что выборы, возможно, были не самыми худшими, но они точно стали шагом назад в развитии политической системы Украины. Президент Европарламента М.Шульц также призвал ЕС сохранять критическое отношение к политическим процессам в Украине.
Президент Украины В.Янукович старался воздерживаться от прямых оценок выборов, но был вынужден признать, что курс в направлении европейской интеграции в последнее столкнулся с препятствиями из-за появления дополнительных вопросов со стороны ЕС. Поэтому Украина готова перенести на более поздний срок подписание Соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли с ЕС.

Позиция ЕС
Что касается позиции руководства ЕС, ее можно охарактеризовать как достаточно осторожную. Пока представители Европейской Комиссии придерживаются изначально озвученной позиции Верховного представителя ЕС по вопросам общей внешней политики и политики безопасности К.Эштон и комиссара ЕС по вопросам расширения и Европейской политики соседства Ш.Фюле о важности завершения подсчета голосов и установления официальных результатов выборов (совместное заявление от 30 октября 2012 г.).
В указанном заявлении отмечалось, что Европейская Комиссия внимательно следила за предвыборным процессом и ходом голосования. "Явка продемонстрировала преданность украинских граждан демократическому и плюралистическому обществу. Подсчет голосов еще не полностью завершился". Европейская Комиссия принимает к сведению предварительные выводы миссии международных наблюдателей под эгидой ОБСЕ/БДИПЧ относительно недостатков процесса и сложностей, с которыми сталкивались местные наблюдатели. Но "окончательная оценка будет также зависеть от поствыборного развития, за которым мы будем внимательно следить. Таким образом, очень важно, чтобы украинская власть обеспечила надлежащее поведение на последующих стадиях избирательного процесса, в частности в связи с подсчетом голосов, установлением результатов и рассмотрением возможных избирательных жалоб".
Было высказано ожидание, что следующая Верховная Рада Украины будет полностью отражать волю украинских избирателей, проявленную в ходе выборов. "Мы еще раз подчеркиваем наше сожаление, что судебные процессы, которые не соответствовали международным стандартам, лишили представителей оппозиции возможности участия в парламентских выборах, и призываем власти вернуться к этому вопросу и приложить усилия для реформирования судебной системы, чтобы избежать их повторения". Отмечается, что обязательства по политической ассоциации и экономической интеграции в контексте отношений между ЕС и Украиной должны базироваться на уважении общих ценностей.
03.11 К.Эштон и Ш.Фюле сделали новое совместное заявление, связанное с обострением политической ситуации и конфликтами в ряде мажоритарных округов. В нем была высказана обеспокоенность в связи с задержкой при подсчете голосов. Содержался прямой призыв к власти и политическим партиям принять необходимые меры для завершения подсчета и скорейшего объявления результатов выборов. Было заявлено, что поскольку в течение пяти дней после завершения голосования обобщенные окончательные результаты не обнародованы, это вызывает обоснованное беспокойство.
К.Эштон и Ш.Фюле подчеркнули, что жалобы, имеющие место в связи с выборами, должны быть рассмотрены быстро, в полном соответствии с правилами и установленными процедурами.

Позиция Польши
4 ноября президент Польши Б.Коморовский позвонил президенту В.Януковичу с целью обсудить ситуацию, сложившуюся после парламентских выборов. По официальной информации министра Канцелярии президента Польши Я.Соколовского, "президент Польши выразил обеспокоенность в связи с затягиванием объявления результатов выборов, а также по поводу многочисленных сигналов о серьезных нарушениях при подсчете голосов в одномандатных избирательных округах". Б.Коморовский высказал мнение о том, что последние события в Украине негативно влияют на общую оценку выборов и могут затормозить процесс приближения Украины к ЕС, в том числе подписания и ратификации Соглашения об ассоциации.
Примечательно, что Б.Коморовский официально никак не реагировал на заявления украинской оппозиции о массовых и повсеместных фальсификациях. Более того, на пресс-конференции 31.10 Б.Коморовский сослался на мнения польских наблюдателей, которые не привели ни одной формулировки, указывавшей на возможность фальсификации выборов в Украине. По словам Б.Коморовского, хотя окончательных результатов выборов еще нет, можно избавиться от значительной части опасений, которые Польша имела относительно хода выборов в Украине. "Теперь Польша должна позаботиться о том, чтобы Украина снова получила шанс на сближение с Европой путем подписания и ратификации соглашения об ассоциации. Это путь, который будет менять Украину, она все больше будет приближаться к западному миру, а Польша в этом заинтересована".
Факт официального оглашения содержания разговора Б.Коморовского с В.Януковичем позволяет расценивать этот разговор как попытку довести до официального Киева ряд сигналов со стороны ЕС, и, возможно, порекомендовать решения, позволяющие предотвратить новые внешнеполитические осложнения. Складывается впечатление, что Варшава просто не понимает, зачем и почему Киев позволяет превратить кризисную ситуацию в 5 мажоритарных округах в проблему, которая может перечеркнуть общую относительно благоприятную реакцию на выборы в целом, которые многие признали как прошедшие без прямых нарушений.

Заявление руководителя Freedom House
Руководство американской международной организации Freedom House высказывается наиболее определенно, поддерживая устойчивое намерение штаба БЮТ-"Батькивщины" ввести санкции против украинских чиновников. В интервью радикальному оппозиционному изданию "Український тиждень" (08.11) президент Freedom House Д.Кремер дословно заявил следующее: "Мы ведем переговоры на наивысшем уровне, имели встречи лично с президентом В.Януковичем. Украинская власть говорит об обязательствах, но не собирается их выполнять. Мы достигли этапа, когда единственный способ как-то сдвинуть ситуацию - применить наказание. Во всяком случае, какое-то. От поощрений поведение власти не изменится. Мы слишком долго говорили о пряниках. Пряники не работают. Пора вести серьезный разговор".
Судя по смыслу интервью, "серьезный разговор" означает введение персональных санкций против украинских высокопоставленных должностных лиц. Такие санкции предполагается ввести на уровне ОБСЕ посредством предоставления докладов Freedom House, к которым "относятся очень серьезно": "Мы большие сторонники введения санкций, в частности относительно отдельных чиновников. И наша работа в этом направлении будет продолжаться".
Заявление Д.Кремера полностью совпадает с требованиями штаба "Батькивщины", которая подготовила список из 53 должностных лиц, которых оппозиция обвиняет в фальсификации выборов и требует от правительств стран Запада арестовать их зарубежные счета и имущество. В заявлении "Батькивщины" (03.11) отмечается, что эти парламентские выборы "войдут не только в историю нашей страны, но и в историю всего мира как пример грубой и беспрецедентной фальсификации их результатов в интересах власти" на всех 225 избирательных округах. "Искажение волеизъявления граждан проводится системно и масштабно - с нарушением норм уголовного законодательства и любых норм морали". К заявлению прилагается список, в который входят президент В.Янукович, генеральный прокурор В.Пшонка, глава МВД В.Захарченко, губернаторы и главы милицейских ведомств Винницкой, Киевской, Кировоградской, Николаевской, Черкасской областей, судьи, представители исполнительной службы.
Разумеется, сейчас оппозиция вряд ли может рассчитывать на серьезную внешнюю поддержку своих намерений создать в Украине ситуацию всеобщего хаоса и политического кризиса. Тем не менее, свою трибуну "Батькивщина" имеет, и будет продолжать настойчивые попытки убедить Вашингтон и Брюссель применить внешнюю изоляцию в отношении президента и правительства.
Однако на нынешнем этапе США и ЕС не рискнут применить в отношении Киева тактику блокады и изоляции, в том числе ввиду недостаточно высоких результатов, полученных оппозицией. Голосов "Батькивщины", УДАРа и "Свободы" все равно не хватит для создания парламентского большинства.
В сложившейся ситуации украинские власти сами должны быть заинтересованы в скорейшем урегулировании ситуации, которая вряд ли может выйти из-под контроля, но наверняка станет ущербной для внешнего имиджа Киева и его отношений с США и ЕС.


По итогам выборов 06.11 за Б.Обаму проголосовали следующие штаты: Калифорния, Коннектикут, Делавэр, дистрикт Колумбия, Гавайи, Иллинойс, Мэриленд, Массачусетс, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Род-Айленд, Вермонт, Мэн, Миннесота, Нью-Мексико, Орегон, Вашингтон, Мичиган, Невада, Пенсильвания, Висконсин, Колорадо, Айова, Нью-Гемпшир, Огайо, Виргиния и Флорида. Всего Обама получил 332 голоса выборщиков.

Республиканец Митт Ромни победил в штатах Аляска, Алабама, Арканзас, Айдахо, Канзас, Кентукки, Луизиана, Миссисипи, Небраска, Северная Дакота, Оклахома, Южная Каролина, Южная Дакота, Теннеси, Техас, Юта, Западная Виргиния, Вайоминг, Аризона, Джорджия, Индиана, Миссури, Монтана, Северная Каролина. Итого у Ромни имеется 206 голосов выборщиков.

Опубликованные накануне дня голосования опросы продемонстрировали чрезвычайно высокую точность прогноза по отдельным штатам. Избрание президента США, как и предсказывалось, определило голосование избирателей в т. н. "колеблющихся" - "свинговых штатах". В этих штатах - Флориде, Айове, Колорадо, Нью-Гемпшире, Виргиния и Огайо Обама получил перевес буквально в последние дни избирательной кампании. В ключевом "свинговом штате" Огайо Обама получил перевес всего в 0,1% голосов (50 тыс. чел.).
Президентская кампания Ромни не была убедительной для избирателей в штатах, которые изначально не могли определиться со своими партийными симпатиями. Ромни удалось завоевать всего лишь два "свинговых штата" - Миссури и Северную Каролину.

США в состоянии упадка
Наблюдатели отмечают, что американская глобальная империя через двадцать лет после триумфальной победы в холодной войне уверенно движется по пути позднего СССР. Если сравнить поздний СССР с современной Америкой, то при всех различиях между двумя сверхдержавами обнаруживается любопытное сходство. "Восьмилетка" Дж.Буша-младшего по ряду признаков была похожа на брежневские "застойные годы". СССР времен Л.Брежнева вошел в состояние упадка, связанного с исчерпанием командно-административной экономики, которую власти не желали реформировать. США в эру Дж.Буша тоже вошли в полосу относительно комфортной стагнации, связанную с общим кризисом финансового капитализма, который им, однако, удалось распространить на весь мир.

Советский Союз после вторжения в Чехословакию, и особенно в Афганистан, утратил внешнюю привлекательность, потерял инициативу в идеологической борьбе с Западом, а в государствах соцлагеря началась борьба за независимость. Точно так же США при Дж.Буше перестали быть "маяком свободы и демократии", развязав под предлогом борьбы с терроризмом две кровопролитные войны, и даже ближайшие европейские союзники начали тяготиться их ковбойской бесцеремонностью.

В СССР и в США перестройка началась с критики предыдущего периода. Аналогичные тенденции с приходом Б.Обамы проявились и в США. После четырех лет правления Б.Обамы США подошли к президентским выборам почти в том же состоянии, в каком находился СССР при М.Горбачеве. На смену романтическим надеждам, навеянным первым избранием Б.Обамы пришли усталость, непонимание сути происходящего и страх перед будущим. В США радужные надежды на скорые перемены сменились тревожными ожиданиями. В Америке финансовый кризис все больше приобретает черты Великой депрессии: безработица превысила 8%, государственный долг перевалил за отметку 16 трлн, а денежные власти начали неконтролируемую денежную эмиссию. При этом Б.Обама проводит болезненные реформы, которые критики называют едва ли не попыткой превратить Америку в социалистическое государство (имеется в виду предоставление медицинской страховки миллионам американцев и рост социальных пособий с целью увеличить покупательную способность бедных слоев населения).

Все меньше американцев верят в незыблемость неолиберального учения и финансового капитализма, которые еще недавно казались венцом прогресса и стабильности. Параллельно в Америке набирает обороты ультраконсервативное движение "Чайной партии", активисты которого стремятся отстоять традиционные американские ценности перед лицом левых экспериментов администрации Обамы.

На мировой арене Б.Обама совершает шаги, которые объективно противоречат интересам США как глобальной империи и доминирующего государства. Особенно изумляет поведение Вашингтона во время "арабской весны", которую западные СМИ дружно сравнили с восточноевропейскими революциями 1989 г. С точки зрения интересов США президент должен был бы препятствовать приходу к власти "исламских демократов" и оказывать поддержку лояльным Западу светским автократическим режимам, включая тунисского президента Бен Али и египетского Х.Мубарака. Однако Обама, как некогда Горбачев, сдал своих союзников и встал на сторону "пробудившихся народов", за что удостоился от леволиберальной западной прессы лавров великого миротворца. Такая позиция США явно способствует нарастанию хаоса на Ближнем Востоке, включая последние события в Ливии, Йемене и Сирии. Не менее опасная ситуация может возникнуть и в Афганистане после вывода оттуда войск США и НАТО.

У консерваторов типа Митта Ромни, стоящих на страже интересов национальных государств и США как сверхдержавы, при всем желании не получилось бы продлить статус-кво. Критическое состояние американской экономики, финансовый, продовольственный и экологический кризис, исчерпание ресурсов, сумасшедшая гонка потребления и перенаселенность планеты подталкивают западную элиту к быстрым и решительным изменениям. Не исключено, что она готовится к скорому "сливу" США, чтобы в наступившей после этого смуте создать наднациональные органы управления, не привязанные ни к одному из национальных государств.

Какое будущее ждет США во время второго срока Б.Обамы? Весьма вероятной перспективой кажется дальнейшее углубление мирового финансового кризиса, крах финансового сектора, обрушение "долларовой пирамиды" и обнищание населения развитых стран евроатлантического сообщества. Возможно, в критической ситуации часть консервативного истеблишмента США может попытаться отстранить от власти администрацию Обамы и ввести чрезвычайное положение (или диктатуру).

Проблемы и перспективы внутренней и внешней политики Обамы
Что касается мировых тенденций, победа Обамы потенциально усиливает процессы мировой регионализации. Гегемония США, хотя и сохраняется, но продолжает ослабевать, что способствует ускорению тенденций перехода к многополярному миру. Старые правила либо дискредитированы, либо отменены по умолчанию, а новых правил пока нет, и вряд ли они скоро появятся. Как впрочем нет и доверия между великими державами.

Регионализация ведет к обособлению евроатлантического, тихоокеанского и, возможно, евразийского региональных сообществ. На Ближнем Востоке, похоже, речь идет о зарождении халифата, который в состоянии резко изменить расстановку сил в мире.

США явно испытывают перенапряжение сил на Ближнем и Среднем Востоке, и похоже, не готовы к очередной большой войне. В отношении России Б.Обама вроде бы согласен подключить Россию к системе ПРО НАТО (ЕвроПРО), создаваемую в том числе как щит против потенциальных врагов с Востока.

Во внешней политике администрация Обамы апробирует модель создания управляемого хаоса, включая политическую нестабильность в ряде стран, подрыв полномочий центральных властей и фактическое раздробление геополитически важных государств. Однако попытки решить краткосрочные проблемы могут привести к созданию долгосрочных, трудноразрешимых и по-настоящему серьезных.

Различие между Обамой и Ромни в экономической политике заключалось в ставке на внутренний и внешний рынки при решении проблем американской экономики. Ромни исходил из того, что наиболее бедные 47% населения США являются обузой для бюджета и слабо влияют на потребительский спрос. Поэтому при Ромни американский бизнес старался бы использовать так называемый метод decoupling, то есть компенсацию снижения потребительского спроса в США путем переориентации на новые емкие рынки на периферии, которые теоретически могли бы заполнить вакуум, возникающий при падении спроса в развитом мире. При таком подходе предполагалось, что элита США освободится от слишком обременительной системы социального обеспечения и расходов на поддержание жизненного уровня беднейших слоев населения США - людей, живущих за счет пособий и социальных программ (пенсий, пособий по безработице и т. п.). Ромни и правое крыло республиканцев призывали к отказу от этой дорогостоящей поддержки и переадресации высвободившихся средств среднему классу, который Ромни определяет как обладателей серьезных независимых доходов (до миллиона долларов в год). При этом он явно проигнорировал ту часть реального среднего класса, которая живет за счет зарплат и кредитов.

В отличие от правых Обама и члены его команды, включая главу Федеральной резервной системы Б.Бернанке, считают необходимым восстановить внутренний спрос в США. Для этого вкладываются значительные средства в социальные программы. Помимо прогрессивного налогообложения всех, кто получает больше 250 тыс. долларов в год, правительство Обамы пытается также поставить под котроль и меры регулирования банки (закон Додд-Франка и правило Волкера).

Разумеется, против этого резко возражают на Уолл-стрит. Логика крупного бизнеса ближе к позиции Ромни. Считается, что успех бизнеса зависит от наличия эффективных рынков, независимо от того, где произведены их товары - в Китае или в США. Поэтому, если создан адекватный спрос за пределами страны, то на спрос в самих США можно наплевать.

Однако при таком подходе не понятно, где брать бюджетные поступления, которые обеспечиваются подоходным налогом, налогом с оборота и налогом на прибыль. В условиях капитализма предложение можно сформировать быстро и крайне эффективно, используя чисто рыночные ценовые инструменты. Развивать спрос труднее, поскольку естественная реакция капиталиста на его сжатие - это сокращение рабочих мест. Что касается возникновения нового спроса, он предполагает значительный рост производительности и базы занятости на основе нового, более производительного технологического уклада.

В политическом плане соревнование Обамы и Ромни выглядело как борьба между крайне правыми, выступающими за глобализацию и аутсорсинг, и левыми традиционалистами, которые поставили на внутреннее развитие США и готовы тратиться на поддержание ее рынков. Что касается нынешней внутренней ситуации в США, нынешнее оживление спроса после рецессии 2008-2009 гг. происходит почти исключительно за счет действий Б.Бернанке по накачке ликвидности в финансовую сферу (третья волна мер количественного смягчения (13 сентября ФРС США начала новую, третью по счету, программу количественного смягчения (QE3). Она означает, что будет включен печатный станок, а "напечатанные" доллары пущены на покупку облигаций казначейства США. Ежемесячно будет выкупаться ипотечных облигаций на $40 млрд. Продолжительность программы определена как "несколько кварталов", но конкретного конца и края ей не видно. При этом будет продлена другая программа стимулирования - ставки останутся на нулевом уровне до конца 2015 года, а не до конца 2014 г. - См. : Бернанке напечатает немного долларов на пробу. - 13 сентября 2012 г. - http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id=265480 )). Переполнив банки, деньги вышли на рынок в виде легкого и доступного потребительского кредита, который и поднял спрос в США на фоне его продолжающегося падения в мире.

Ситуация на Ближнем Востоке.
В регионе автономно действуют три важнейших игрока - Саудовская Аравия и Катар, которые работают за счет денежных вливаний и пользуются влиянием в США, и Турция, которая выступает и как независимый игрок, и как член НАТО. На переднем крае этого процесса и под угрозой прямого удара оказался Израиль, основной региональный союзник США. Сложилась ситуация, когда одни союзники США работают против других. Естественной позитивной перспективой в нынешней ситуации могло бы стать объединение ближневосточных нацменьшинств (шиитов, христиан, алавитов, друзов, курдов) против угрозы суннитского халифата и их пакт о координации действий с Израилем. Однако это вряд ли возможно.

Израиль хочет получить новые, твердые гарантии безопасности со стороны США на будущее, когда наконец-то станет ясен расклад сил. Ромни эту поддержку пообещал, а Обама - нет. В ответ Израиль прямо поддержал Ромни, но это не обеспечило его победу.

Впрочем, интерес к ближневосточному региону значительно ослабел даже у Ромни, что объясняется развитием добычи сланцевого газа и нефти в самих США. Считается, что энергетическая революция, которая сопровождается вложением крупных средств в разработку новой инфраструктуры и инновационных применений газа, может стать основой реиндустриализации США на основе развития энергоемких и трудосберегающих производств.

Главной внешнеполитической проблемой США остается развитие Китая как новой супердержавы Азии, с которым США находятся в сложном состоянии дружбы-вражды. Тем не менее, неоднократно объявленная переориентация США на Азию и Тихий океан пока запаздывает.

Отношения между США и Россией
Для России победа и Обамы, и Ромни имела ряд относительных плюсов и минусов. Политика республиканцев на Ближнем Востоке, вероятно, была бы более осторожной, чем маловразумительная политика Обамы. По крайней мере, К.Райс остро негативно расценивает последствия арабской весны. При этом республиканцы-глобалисты выступают как более активные сторонники экспорта сжиженного газа в ЕС, что может создать угрозу обвала цен на трубопроводные поставки "Газпрома". Но это - лишь в среднесрочной перспективе, поскольку терминалы и танкеры еще нужно построить. К тому же, создание ситуации "обвала цен" может быть только результатом сознательно спланированной и проведенной операции.

Считается, что "традиционалисты" во главе с Обамой предпочтительнее для России и хуже для Китая - из-за их ориентации на восстановление внутреннего рынка. В перспективе реиндустриализация США считается не только желательной, но и возможной на основе роботизации, общего снижения зарплат и дешевизны энергии, которые совместно в потенциале резко повышают конкурентоспособность производства в США.

Российские эксперты предполагают, что по мере роста энергодобычи в США, которая в последнее время быстро увеличивается, американские энергокомпании перейдут от наблюдавшегося в последнее время понижательного ценового курса к повышательному. Причина - в крупных затратах и огромных начальных инвестициях, которые нужно компенсировать посредством роста цен на экспорт (при регулируемом режиме внутренних цен в США).

Предположительно, этот тренд можно продлится ближайшие 10-15 лет. Даже учитывая то, что реиндустриализация не совершится в одночасье и требует тех же 10-15 лет, дороговизна энергии на внешних рынках - это одна из ее начальных предпосылок.

Примечательно, что Россия и Средняя Азия фактически могут стать ближайшими территориальными целями экспансии исламского халифата. В этих условиях перед Россией вновь будут остро стоять вопросы позиционирования в отношениях с США, ЕС и Китаем. Иногда высказываются предположения о возможности нового блока России с ЕС и НАТО на условиях вступления в программу ЕвроПРО, на условиях, предложенных Обамой и Расмуссеном. Разумеется, такой режим отношений станет очередной версией капитуляции В.Путина, хотя он смог бы на некоторое время обеспечить видимость мира и согласия в отношениях с евроатлантическим сообществом.
С другой стороны, противоречия в отношениях с Западом будут подталкивать Москву к взаимодействию с Китаем, с которым российское руководство связывает общее ощущение военной угрозы со стороны США. При этом даже абстрактное сближение интересов России и Китая пугает среднеазиатские правительства, подталкивая их к сближению США вопреки пониманию того, что США, Израиль и Саудовская Аравия не преминут воспользоваться ситуацией для замены нынешних авторитарных лидеров своими, более послушными и управляемыми марионетками.



Позиция США
15.11 глава отдела Госдепартамента США по Украине, Молдове и Беларуси Бэкстер Хант выступил с заявлением, отражающем официальную позицию в отношении Украины.
Заявление включает следующие положения:
- Парламентские выборы в Украине прошли с нарушениями. Это беспокоит правительство США, однако работа по развитию отношений между двумя странами будет продолжаться. "Мы разделяем позицию ОБСЕ и других международных наблюдателей относительно нарушений во время избирательного процесса. А именно, проблемы со свободой в СМИ во время кампании, действия избирательных комиссий, в том числе региональных избирательных комиссий, использование государственных ресурсов на поддержку проправительственных кандидатов, а также проблемы, с которыми столкнулись оппозиционные кандидаты. Мы поддерживаем все (высказанное) беспокойство по поводу нарушений, которые зафиксировали международные наблюдатели".
- Такая ситуация не должна повлиять на отношения между США и Украиной. Американская сторона готова поддерживать тесные взаимоотношения как с правительством Украины, так и с оппозицией. "Мы будем продолжать работать, как с правительством Украины так и с оппозиционными силами для развития наших отношений. Мы будем работать на поддержку политических и экономических реформ в Украине и поддержим высказанное Украиной желание интегрироваться с Европой, потому что в этом будущее Украины, и мы хотим поддерживать этот процесс. Обычно мы наблюдаем определенные проблемы в Украине в последние годы, регресс демократии и мы побуждаем правительство Украины, как публичным путем, так и частным, решать эти проблемы, и мы будем это делать дальше".
- Отвечая на вопрос о возможном введении санкций против Украины, Б.Хант отметил, что легче идти путем сотрудничества и достижения общих задач. США тесно координируют свою политику с действиями европейских коллег. "Мы отдаем предпочтение сотрудничеству с правительством Украины вместо того, чтобы идти путем санкций. Наши европейские партнеры заявляли, что хотели бы продвинуть вперед процесс подписания Соглашения об ассоциации и свободной торговле с Украиной, но для этого Украина должна сделать определенные шаги по соблюдению демократических стандартов. Мы также поддерживаем эту позицию и считаем, что в интересах Украины является продолжение сотрудничества с нашими европейскими партнерами, чтобы попытаться достичь намеченных целей".
Высказанная позиция отражает официальный подход администрации США и созвучна с заявлениями вице-президента Дж.Байдена, сделанными в ходе телефонного разговора с президентом В.Януковичем (14.11). Поблагодарив В.Януковича за поздравления в связи с переизбранием Б.Обамы на второй срок, Дж.Байден акцентировал внимание на необходимости справедливого и прозрачного завершения избирательного процесса в Украине. Было также высказано недвусмысленное пожелание "продемонстрировать приверженность демократическим принципам", прекратить избирательное правосудие и преследование оппозиционных лидеров.
Судя по всему, определенную роль в формировании позиции США сыграл телефонный разговор Б.Обамы с президентом Польши Б.Коморовским (12.11), в ходе которого затрагивалась украинская проблематика.
На этом фоне в рамках администрации США заметно наличие достаточно широкого диапазона мнений и нюансов, касающихся оценки ситуации и возможных действий в отношении Украины. По крайней мере, об этом свидетельствуют заявления госсекретаря Х.Клинтон по поводу Ю.Тимошенко.
Позиция Х.Клинтон по этому вопросу достаточно радикальна и бескомпромиссна. В письме, которое Х.Клинтон направила Ю.Тимошенко 11.10, отмечалось, что позиция США остается неизменной и заключается в требовании о ее немедленном освобождении ("Наша позиция остается неизменной: Вас должны немедленно и безоговорочно освободить, так же как и других бывших членов Вашего правительства. Очень жаль, что политически мотивированные преследования подрывают прогресс демократии, к которому стремятся украинцы, а также отношения с Соединенными Штатами".).
10.11 выступая от имени Х.Клинтон, посол США по особым поручениям Мелани Вервир во время встречи с дочерью Ю.Тимошенко Евгенией и зам. председателя партии "Батькивщина" Г.Немырей заявила: "Мы не остановимся, пока Юлия Тимошенко и другие политические заключенные Украиной не будут освобождены". М.Вервир подчеркнула, что США разделяют негативную оценку международных наблюдателей ОБСЕ относительно парламентских выборов в Украине. Во встрече также участвовал посол США в Украине Дж.Теффт.
По последней информации, Х.Клинтон собирается лично посетить Ю.Тимошенко (в харьковской больнице !?). С учетом приведенных высказываний Х.Клинтон это может вызвать новую волну ажиотажа и стать сигналом для более резких демаршей со стороны оппозиции.
Следует также отметить, что в политических кругах США продолжают высказываться призывы к введению персональных санкций против должностных лиц Украины, на которых настаивает украинская оппозиция. 14.11 этот тезис вновь озвучил экс-посол США в Украине С.Пайфер. По его словам американская администрация больше не воспринимает Украину как демократическое государство.
Тем не менее, можно ожидать, что в ближайшее время позиция США в отношении Украины будет скорее выжидательной, чем наступательной. Соответственно, это предполагает продолжение регулярных контактов и диалога на уровне министерств и департаментов, а также не предусматривает введения санкций.

Резолюция Парламентской ассамблеи НАТО
На заседании в Праге (13.11) Парламентская ассамблея НАТО приняла резолюцию "Будущее демократии у Восточных соседей". В резолюции отмечается хороший уровень организации голосования на парламентских выборах в Украине. В резолюции также сформулирован призыв к Украине, России и Беларуси расследовать нарушения на выборах в этих странах. В отношении Украины были отмечены проблемы на выборах в мажоритарных округах и выражена обеспокоенность в связи с увеличением количества нарушений после выборов.
Украину, Россию и Беларусь призвали выполнить рекомендации "авторитетных международных учреждений", которые наблюдали там за избирательным процессом, немедленно освободить "политических заключенных" и укрепить верховенство права. В отношении Грузии содержится призыв к новому правительству и нынешнему президенту продолжить программу реформ и обеспечить "эффективное сосуществование" до президентских выборов в октябре 2013 г. Новое правительство Грузии также предупредили о необходимости воздержаться от политически мотивированных арестов. Парламентская ассамблея НАТО призвала правительства и парламенты стран-членов НАТО удвоить усилия в рамках поддержки демократических устремлений народов государств - восточных соседей ЕС, "с полным уважением" к суверенитету Беларуси, Грузии, России и Украины.

Позиция стран ЕС
19.11 в Брюсселе состоится совещание министров иностранных дел стран ЕС по "украинскому вопросу". На заседании Совета ЕС будет также рассматриваться вопрос о перспективах подписания Соглашения об ассоциации с Украиной, а также временного соглашения по введении зоны свободной торговли.
По этому вопросу высказываются две основных точки зрения: активизировать давление на Украину при неопределенности сроков и перспектив, и готовить подписание документов до саммита или к саммиту Восточного партнерства в Вильнюсе в ноябре 2013 г.
На пресс-конференции по результатам немецко-польских межправительственных консультаций в Берлине канцлер ФРГ А.Меркель заявила, что предпосылки для подписания Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной в настоящее время отсутствуют. В то же время, не исключается возможность подписания соглашения в будущем. По словам А.Меркель, "мы находимся в процессе, и, на наш взгляд, когда предпосылки будут созданы, мы будем готовы поставить тут (под соглашением) свою подпись. … Есть ряд трудностей, но их можно преодолеть путем диалога". При этом ЕС, в том числе Берлин, будут продолжать "тесные контакты" с Украиной (Меркель пока не видит предпосылок для подписания договора об ассоциации между Киевом и ЕС. 14.11.2012. - источник ).
В свою очередь польский премьер Д.Туск выразил надежду, что Соглашение об ассоциации может быть подписано в ноябре 2013 г. во время саммита Восточного партнерства в Вильнюсе.
Политические комментаторы отмечают, что ЕС выдвигал Украине три основных условия. Первое - проведение демократических и свободных выборов. Считается, что это условие либо сорвано, либо выполнено не в полной мере. Второе - освобождение "политических заключенных". Третье - правовая реформа.
В этой связи немецкий политолог А.Умланд заявил, что "если Украина выполнит хотя бы второе и третье условия, то подписание возможно. Но я не думаю, что ЕС пойдет на ассоциацию, если Украина не выполнит ни одного условия".
А.Рар высказывается более трезво и прагматично: в ЕС прекрасно понимают, что если Брюссель пойдет на какие-либо санкции в отношении Украины, то она сразу начнет дрейфовать на Восток. Но "допустить этого нельзя".
Депутат Европарламента П.Залевски настроен весьма оптимистично. По его словам, соглашение будет подписано до саммита Восточного партнерства в ноябре 2013 г.: "Оба документа вполне реально подписать еще до саммита Восточного партнерства. Текст Соглашения об ассоциации в конце 2012 г. - начале 2013 г. переведут на все языки стран - членов ЕС, и соглашение будет готово. … Я надеюсь, и призываю к тому, чтобы в контексте значимости этого соглашения для будущего Украины и украинцев это соглашение было подписано в самые короткие сроки, без каких-либо проволочек".
МИД Украины подтверждает, что диалог с ЕС продолжается, а также ведется техническая подготовка к подписанию Соглашения об ассоциации, которая будет (или может быть) завершена до конца 2012 г.
Что касается подготовки саммита ЕС - Украина, директор департамента информационной политики МИД О.Волошин предположил (13.11), что саммит состоится тогда, когда "в Украине полностью завершится формирование нового состава Верховной Рады, включая комитеты". О.Волошин высказал мнение, что европейская сторона также хотела бы определенности в этом вопросе, чтобы знать, кто является второй стороной диалога, а также понимать, что избирательный процесс, связанный, в том числе, с формированием парламентского большинства, завершен. В связи с этим не так важна дата саммита, как его содержание. "Проводить саммит ради саммита, просто встретиться, пожать друг другу руки - этого недостаточно" (МИД надеется на проведение саммита Украина-ЕС после выборов. 13.11.2012. - источник ).

Итоговые замечания
В заключение отметим следующие тенденции:
1. Как мы и предполагали, США и ЕС не намерены применять к Украине известный набор санкций. Основных причин в данном контексте две - недостаточная готовность оппозиции к захвату власти путем провоцирования волны общественных выступлений и относительная вероятность разворота Киева в сторону России. В то же время, многие европейские политики будут продолжать держать украинские власти в подвешенном состоянии, а баланс окончательных решений будет зависеть от случайного набора и сочетания объективных и субъективных факторов.
2. Диалог между Украиной и ЕС продолжается в экстенсивном режиме. 15-16 ноября в Брюсселе состоялось заседание Комитета по вопросам сотрудничества Украина - ЕС. Делегацию Украины на заседании возглавил зам. министра иностранных дел Украины - руководитель аппарата А.Олефиров, делегацию ЕС - Управляющий Директор по вопросам Европы и Центральной Азии Европейской службы внешней деятельности Л. Ф. Фернандес де ла Пенья.
3. Что касается подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, на этапе его подготовки весьма вероятно выдвижение жестких требований о нескольких существенных уступках со стороны Киева, что позволило бы сторонникам тактики давления заявить об эффективности применяемых методов.
4. Если до саммита Восточного партнерства в Вильнюсе в 2013 г. (или хотя бы во время саммита) ЕС не подпишет Соглашение об ассоциации с Украиной, провале Европейской политики соседства можно будет говорить с полной уверенностью.


Программа визита включала встречи с президентом Вьетнама Чыонг Тан Сангом, премьер-министром Нгуен Тан Зунгом, президентом Национального собрания Нгуен Синь Хунгом, генеральным секретарем Коммунистической партии Вьетнама Нгуен Фу Чонгом.
Н.Азаров принял участие в открытии украинско-вьетнамского бизнес-форума и презентации украинского самолета Ан-148.

Контекст визита
Основные цели визита носили экономический характер. Н.Азаров акцентировал заинтересованность Украины в развитии экономических связей и военно-технического сотрудничества. Были отмечены важность многолетнего опыта двусторонних связей и отношений, необходимость расширения культурных и внешнеполитических контактов.
Украина и Вьетнам намерены активизировать переговоры по созданию зоны свободной торговли и защите инвестиций. "Мы сейчас работаем над соглашением о зоне свободной торговле между Украиной и Вьетнамом, которое значительно упростит нашу взаимную торговлю. Я убежден, что при заинтересованности обеих сторон мы могли бы его завершить в кратчайшие сроки". По словам Азарова, переговоры могут быть проведены в течение года.
Вьетнамский премьер Нгуен Тан Зунг отметил, что стороны намерены активизировать сотрудничество в военно-технической сфере и в таких областях, как сельское хозяйство, образование, подготовка кадров, наука и технологии. В ходе переговоров достигнуты договоренности о расширении инвестиционного сотрудничества в сфере гидроэлектроенегии и машиностроения.
Вьетнам готов создать самые благоприятные условия украинским бизнесменам для участия в инвестиционных проектах в тех областях в которых Украина имеет преимущество, а Вьетнам потребность.
Правительство Украины продолжает переговоры о поставке во Вьетнам самолетов Ан-148 (Региональный реактивный пассажирский самолет нового поколения Ан-148-100В предназначен для перевозки до 85 пассажиров на международных и внутренних линиях. Самолет оптимален для применения в условиях Юго-Восточной Азии. Обладает необходимой дальностью полета, может работать со слабоподготовленных грунтовых ВПП, в условиях жары (до 45 градусов по Цельсию) и высокой влажности. К настоящему времени в коммерческую эксплуатацию поступило 13 самолетов этого типа. На них уже перевезено в общей сложности более 1,5 млн пассажиров.) и модернизации 20 самолетов Ан-26, которые эксплуатируются во Вьетнаме. Презентация Ан-148 была проведена 15.11 в аэропорту Ханоя.

Двусторонние документы
Украина и Вьетнам подписали ряд двусторонних документов, в том числе:
- План сотрудничества в сфере туризма между Государственным агентством Украины по туризму и курортам и Министерством культуры, спорта и туризма Социалистической Республики Вьетнам на 2013 -2015 гг.
- Соглашение о сотрудничестве в сфере биомедицинских исследований между Государственным агентством по вопросам науки инноваций и информатизации Украины и Министерством науки и технологий Вьетнама,
- План имплементации Соглашения о сотрудничестве в сфере стандартизации, метрологии и оценки соответствия.

Итоговые замечания
1. Визит Н.Азарова во Вьетнам состоялся вскоре после визита российского премьера Д.Медведева. В этом смысле можно предположить ряд элементов конкуренции, в частности в таких аспектах, как энергетика, машиностроение и военная техника.
2. Подтверждены намерения ускорить подготовку соглашения о создании зоны свободной торговли. По предварительным расчетам Минэкономики, на которые ссылается газета "Коммерсант-Украина" (22 июня 2012 г.), в случае взаимной отмены таможенных ставок в первые два года работы режима свободной торговли темпы роста ВВП Украины ускорятся на 0,07%, а число рабочих мест ежегодно будет увеличиваться на 21,6 тыс. Т. о., создание зоны свободной торговли с Вьетнамом увеличит ВВП Украины на 1,25 млрд грн и 1,39 млрд грн в первый и второй годы соответственно.
По данным Государственной службы статистики, по итогам 2011 г. объем украинского экспорта во Вьетнам упал на 20% (до $109,3 млн), а объем импорта из Вьетнама вырос на 78,4% (до $209,7 млн).
3. Предположительно, от создания ЗСТ с Вьетнамом могут пострадать рыбная и легкая промышленность. Существенный выигрыш ожидается для металлургии, химии и машиностроения. Создание ЗСТ поможет переломить тенденцию роста отрицательного сальдо Украины в торговле с Вьетнамом.



Повод и контекст
13.11 чрезвычайный и полномочный посол Украины в РФ В.Ельченко, выступая перед студентами Московского государственного лингвистического университета заявил, что если в Европейском Союзе будет продолжаться экономический кризис, Украина может присоединиться к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.
Дословно было заявлено следующее: "Мы не говорим сегодня ни да, ни нет. Перспективы есть. Если эти тенденции, которые сегодня существуют, сохраняться, плюс мы видим кризисные явления в ЕС, если они будут сохраняться, то ответ будет скорее да, чем нет". Власти Украины исходят из того, что нужно немного времени, чтобы ТС заработал. К 2015 году это объединение "должно приобрести свой окончательный вид". Сейчас украинские эксперты внимательно изучают процессы формирования коллегиальных органов ТС, а также экономические процессы Украины и стран ТС.
Сейчас, впервые за последние пять лет, наблюдается превышение объемов торговли Украины со странами ТС над объемами торговли со странами Европейского Союза: "На сегодня это 42% в первом случае и уже меньше 30% - во втором". При этом, Украина не отказывается от евроинтеграции, но никто не знает, сколько времени необходимо на этот процесс. "Нам хотелось бы видеть Украину в Европейском Союзе - в таком, которым он был позавчера. То, что происходит сегодня, заставляет задуматься. Но от самой этой идеи никто не отказывается. Сегодня ЕС проходит свои собственные трудности, и что это будет за объединение через год, через пять (лет), никто не знает, что случится с еврозоной, с шенгенской зоной".
На следующий день, 14.11 В.Ельченко принял участие в заседании "Клуба Послов", которое состоялось в здании РГРК "Голос России". Тема заседания - "Евразийское сотрудничество. Перспективы и вызовы" (В дискуссии принимали участие первый зам. министра иностранных дел РФ Андрей Денисов; чрезвычайный и полномочный посол Республики Беларусь в РФ Игорь Петришенко; чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в РФ Галым Оразбаков; чрезвычайный и полномочный посол Украины в РФ Владимир Ельченко; министр-советник посольства Республики Молдова в РФ, временный поверенный в делах Республики Молдова в России Виталий Урекян; чрезвычайный посланник, полномочный министр посольства Республики Армения в РФ Артур Манасерян; советник посольства Республики Таджикистан в РФ Сулейман Рашидов.). Речь в основном шла о проблемах многостороннего сотрудничества государств на евразийском континенте в политической, экономической и других сферах, а также перспективах развития евразийских интеграционных процессов.
Встречу открыл первый зам. министра иностранных дел РФ А.Денисов. Основной смысл его заявлений сводился к тому, что целью начатого Россией интеграционного проекта является создание Евразийского экономического союза. А.Денисов заявил, что создание Таможенного союза обеспечило свободное движение товаров между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Интеграция - это попытка восстановить то хорошее, что было, когда страны бывшего СССР были единым народно-хозяйственным комплексом. ЕврАзЭС не ставит своих членов перед жестким выбором, но дает возможность постепенно адаптироваться к более высоким формам интеграции. В частности речь идет об Армении, с которой уже начаты переговоры, и отношения которой с РФ имеют самый тесный характер. А.Денисов признал, что страны ЕС пока не готовы воспринимать Евразийскую экономическую комиссию как адекватного партнера.
Выступая в рамках дискуссии чрезвычайный и полномочный посол Украины в РФ В.Ельченко высказал ряд содержательных тезисов:
- Украина расположена так, что она никогда не сможет сделать альтернативный выбор: или - или. В идеале Украина хотела бы торговать и со странами ЕС, и с участниками Евразийского союза. Партнеры Украины не должны ставить ее перед выбором: интегрироваться в Европейский Союз или в Таможенный союз.
- Украине необходимо сориентироваться, изучить и понять, где ей выгоднее быть. Если Европа не выйдет из кризиса, Украина может присоединиться к ТС. Происходят разные процессы в ЕС, своим чередом развивается Таможенный союз, и никто не может сказать, что будет представлять из себя Евразийский союз в начале 2015 года.
При этом в адрес России был высказан ряд претензий. В частности, Россия, отказывая Украине в сотрудничестве с Таможенным союзом по формуле "3+1", фактически использует эту модель в отношениях с другими странами. "Мы предлагали формулу "3+1". Эта формула Таможенный союз не устраивает... Но вот только что завершился визит премьер-министра России во Вьетнам и там достигнута договоренность о начале работы над соглашением о зоне свободной торговли. Это факт. То есть с кем-то можно, а с кем - то нет". Есть также много других примеров, которые не способствуют пониманию между Украиной и Таможенным союзом. - Каждый месяц приходят сообщения о вводе новых ограничений для украинских товаров или открываются расследования в отношении какой-то продукции. "Сначала это была трубная продукция, потом молочная, потом проблемы с сырами. До этого были карамель и шоколад".
В целом посол В.Ельченко высказал вполне взвешенные и корректные замечания, не становясь в позу и не отвергая в перспективе возможность присоединения Украины к ТС и Евразийскому экономическому союзу.
Чтобы понять контекст его рассуждений, уместно привести ряд цитат дословно:
"Мне лично не нравится, что вопрос интеграции всегда задается без ясной и четкой альтернативы - всегда или одно, или другое. Хотя на самом деле ситуация намного сложнее. Мы живем в мире, который постоянно меняется. … К счастью или к сожалению, Украина географически расположена так, что мы никогда не сможем выбрать - или то, или другое. Мы находимся между двумя блоками", показатели товарооборота с которыми важны для украинской экономики. В Украине эксперты анализируют, где нам выгодней быть, но уже сегодня можно сказать, что "мы не можем отказаться от сотрудничества ни с Евросоюзом, ни с Таможенным союзом". … "Украина в идеале заинтересована в установлении одинаково выгодного взаимодействия и с Европейским Союзом, и с Таможенным союзом. Где-то это возможно, в чем-то - нет". В украинском законодательстве предусмотрена интеграция с Евросоюзом, хотя идет активное сотрудничество с Евразийской комиссией. "Как говорил Джеймс Бонд: никогда не говори никогда. Все возможно в этом мире, он меняется. В идеале, мы хотели бы найти свое место и там, и там, и свободно торговать со странами как Европейского, так и Таможенного союза".

Комментарий МИД Украины
14.11 директор Департамента информационной политики МИД Украины О.Волошин заявил, что "вопрос о вступлении в Таможенный союз на сегодняшний день в повестке дня внешней политики не стоит". По его словам, Украина ищет такую формулу взаимодействия с Таможенным союзом, которая позволила бы отстаивать интересы украинских экспортеров на этом огромном рынке. Было отмечено, что главным приоритетом МИД Украины сегодня является подписание Соглашения об асоциации между Украиной и ЕС. "Искусственный ажиотаж вокруг высказываний о Таможенном союзе считаем абсолютно неоправданным" (МИД утверждает: приоритетом для Украины является ЕС, а не Таможенный cоюз. [14.11.2012]. - http://economics.unian.net/rus/detail/146901 ).
В целом аргументация О.Волошин носила традиционный характер:
- Украина не рассматривает вопрос о вступлении в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, однако продолжает поиски возможного формата сотрудничества с этой организацией.
- Украинское законодательство закрепило приоритетность евроинтеграционного направления, что отражает волю большинства украинцев.
- МИД Украины просит "не создавать ненужную интригу вокруг высказываний посла Украины в России Владимира Ельченко, который является опытным дипломатом, не привыкшим давать однозначные простые ответы на сложные вопросы".
Комментируя ситуацию, директор Департамента международной безопасности и разоружения МИД Украины А.Александрович отметил, что посол Украины имеет право на частное мнение и это является распространенной практикой. "Все зависит от того, при каких обстоятельствах и в каком формате было сделано это заявление". В то же время А.Александрович подчеркнул, что закон "Об основах внутренней и внешней политики" никто не отменял, и в данном законе записано, что целью Украины является членство в Европейском Союзе.

Реакция украинских политиков
На заявления В.Ельченко немедленно отреагировали новоизбранные депутаты Верховной Рады В.Балога (который еще занимает пост главы МЧС в правительстве Н.Азарова) и В.Наливайченко (экс-глава СБУ, сейчас - один из лидеров партии "Удар"), которые потребовали от президента В.Януковича уволить Ельченко с должности посла в России.
В.Балога заявил: "Считаю, что такие горе-дипломаты не должны представлять нашу страну в мире. Если Украина действительно своей главной задачей в отношениях с ЕС видит подписание договора об ассоциации (о чем на днях заявлял президент), то господин Ельченко должен немедленно быть уволен за свои высказывания".
Экс-министр иностранных дел Украины В.Огрызко также потребовал от МИД Украины жесткой реакции на заявления В.Ельченко. Это требование В.Огрызко озвучил во время выступления на ассамблее Общественной лиги Украина-НАТО. "Если это было сказано как частное мнение, это одно дело, а если это было не частное мнение, то здесь МИД должен на это соответствующим образом реагировать, как это делается во всей цивилизованной Европе, к которой мы якобы пытаемся присоединиться".
Лидер движения "Украинский выбор" В.Медведчук подверг критике позицию МИД в отношении выбора дальнейшего пути интеграции Украины. "Нервная реакция украинского МИДа на то, что наш посол в России допустил в будущем вступление Украины в ТС говорит о том, что официальный Киев всеми силами будет противиться экономической интеграции Украины в этом направлении. А все заявления о поиске путей сотрудничества в рамках ТС - пустые слова. Официальный представитель МИДа в очередной раз подчеркнул, что их заданием номер один является ассоциация с ЕС, при этом цинично и совершенно голословно заявив, что приоритетность евроинтеграции отображает волю большинства граждан. Позволю напомнить …, что буквально сегодня так некстати были опубликованы социологические данные украинского отделения института IFAK по заказу "Deutsche Welle", согласно которым развитие отношений с Россией и странами СНГ поддерживают 54% украинцев. В то время как за развитие отношений со странами ЕС - только 36%. … Пикантность ситуации заключается в том, что авторитетный западный источник опроверг официальное заявление нашего министерства иностранных дел, которое и было сделано, чтобы успокоить Запад и заверить его в искренности украинской власти".

Уместно отметить, что смысл и характер комментариев МИД Украины позволяют с уверенностью предположить, что заявления В.Ельченко имели не случайный характер, но были согласованы с Киевом.
Заявления посла В.Ельченко носили исключительно взвешенный и обтекаемый характер. Как представляется, смысл его двоякий - не идти на обострение с Москвой, продолжать попытки налаживания приемлемого диалога с Россией и странами ТС, но в то же время дать Западу достаточно определенный сигнал, что Киеву могут надоесть аксиологические игры и откровенно демонстративные интриги против властей 45-миллионной страны, и что в случае их продолжения Киев потенциально может сделать резкий разворот на Восток. По крайней мере, такой шанс действительно еще не утрачен.

 
Разработка, программирование, дизайн, продвижение и создание сайта студия веб–дизайна ТОТ. Разработка, программирование, дизайн, продвижение и создание сайта студия веб–дизайна ТОТ.




META - Украина. Украинская поисковая система Украинский портАл Rambler's Top100